ТУ-95 в классификации НАТО - "Медведь" |
ТУ-95 в классификации
НАТО - "Медведь" http://serg13b.narod.ru/tu-95.html
|
"....
во времена СССР именно в районе островов
Зеленого Мыса звучал позывной «Рашпиль», услышав
который все пираты, диктаторы и просто плохие
парни падали в обморок, ибо знали, что если
советский моряк позовет «Рашпиля», то примчатся
корабли ВМФ СССР и будут азартно топить всех
злодеев, а уже потом задавать вопросы. Хотя
обычно до второго не доходило". ----------------------<cut>----------------------
Для
справки:
Командиры
полка: Вооружение: Ту-95РЦ Первый самолет Ту-95РЦ поступил в 392 одрап авиации СФ 5 ноября 1964 г. К началу 1965 г. на Ту-95РЦ к самостоятельным полетам приступили два экипажа. К сентябрю 1966 г. в полку находились уже 10 Ту-95РЦ и такое же количество подготовленных экипажей. Постепенно совершенствовалось мастерство, хотя не обходилось и без неприятностей, на самолетах производились доработки и усовершенствования. Но несмотря на это, экипажи продолжали осваивать аппаратуру, систематически тренировались в выполнении целеуказания кораблям в базах и в районах боевой подготовки и уже в августе 1966 г. обеспечивали одновременное целеуказание трем ракетным подводным лодкам в Баренцевом море. К июню 1968 г. десять экипажей 392 одрап освоили дозаправку в полете, которая оказалась ничуть не проще крыльевой системы самолётов Ту-16Р. По-видимому, в демонстративных целях 1 августа 1968 г. пара самолётов Ту-95РЦ, пилотируемых командиром полка полковником И. Ф. Гладковым и командиром эскадрильи майором А. И. Старцевым выполнила разведывательный полёт в Индийский океан с дозаправкой в полёте над территорией Ирана. Продолжительность полёта составила 20 ч. В 1969 г. экипажи 392 одрап выполняли целеуказание ракетным подводным лодкам в Атлантическом океане и обеспечивали стрельбы надводных кораблей Северного флота в Норвежском море. В этом же году приступили к полетам на боевую службу в Атлантический океан с попутной дозаправкой в воздухе. Дальние разведывательные самолёты, подобных которым в морской авиации ещё не было, достигали районов, климатические особенности полётов в которых следовало учитывать, чтобы успешно и без потерь решать поставленные задачи. Пришлось осваивать районы Норвежского моря и северной части Атлантики, характеризующиеся преобладанием пасмурной, облачной погоды и большим числом дней с туманами и осадками. Повторяемость волнения моря в 4-5 баллов в Северной Атлантике достигает 20-30 % от общего числа дней в году. В марте-апреле 1968 г. экипажи Ту-95РЦ 392 одрап принимали участие в поисково-спасательной операции ТОФ по поиску подводной лодки К-129 в Тихом океане. Поистине триумфальным и внушительным выглядела деятельность самолётов Ту-95РЦ на маневрах ВМФ «Океан» в 1970 г. Восемь самолётов (командиры кораблей Гладков, Хаяров, Старцев, Меленный, Бандорин и др.) с дозаправкой в воздухе на маршрутах в виде расходящегося веера произвели вскрытие надводной обстановки в Норвежском море и Атлантическом океане до рубежа полуострова Н. Шотландия — Канарские о-ва. Продолжительность полёта составила 22 ч. На завершающем этапе маневров 18-21 апреля 1970 г. экипажи полковника И.Ф. Гладкова и майора А.И.Старцева выполнили трансатлантический перелет с посадкой на кубинском аэродроме Хосе-Марти. Полёты на Кубу, начало которым было положено в апреле 1970 г. вплоть до развала некогда великой страны производились регулярно с периодичностью 25-35 полётов в год. В процессе их изучены некоторые особенности района. Возможности разведки с использованием аэродромов дружественных стран существенно возросли. Так, благодаря базированию самолётов Ту-95РЦ на Кубе стало возможным обнаружение в Западной Атлантике двух авианосных ударных групп, совершающих переход от берегов Америки в район Норвежского моря для участия в учениях НАТО «Стронг Экспресс». За обеими группами в течение двух суток вели наблюдение самолёты Ту-95РЦ, вылетавшие с аэродромов Кубы, а затем его продолжили самолёты-разведчики авиации СФ с базовых аэродромов. По тем временам это внушало уверенность, что в случае чрезвычайных обстоятельств выдвижение авианосцев к нашим границам незамеченным не пройдет. Начиная с 1971 г. по просьбе гвинейского правительства отряд кораблей ВМФ стал постоянно базироваться в Конакри, где был создан пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). В порту Луанда (Ангола) также готовился к развертыванию ПМТО для сил ВМФ, действующих в Восточной Атлантике. Новым шагом в организации боевой службы явилось комбинированное использование аэродромов Кубы и Гвинеи в 1973 г. С них одновременно вылетали навстречу две группы самолетов Ту-95РЦ. Следуя различными маршрутами, они одновременно вскрывали надводную обстановку на значительных по площади районах Атлантики. Главный штаб ВМФ высоко оценивал результаты этих полетов, считая, что они позволяют оценить характер и интенсивность судоходства в этой части океана. Ранее подобной возможности просто не существовало.
На
фото: Представитель ВМФ СССР встречает экипаж
Симачева Г.Н. в аэропорту Луанда, Ангола. Конец 1970-х
годов. Из архива Е.В. Калинина
На
фото: Самолет Ту-95РЦ бн 22 закатывается на стоянку.
Луанда, Ангола. Конец 1970-х годов. Из архива Н.
Панькова
На
фото: Ту-95РЦ бн 32 в сопровождении F-14 ВМС США
На
фото: Ту-95РЦ бн 35 392 ОДРАП производит воздушную
разведку учений ВМФ США с участием атомного
авианосца Carl Vinson (CVN-70). Фотография сделана с борта
F-4 VF-74. 42 мили от побережья штата Вирджиния, США,
26.01.1982. Источник: www.defenseimagery.mil
На
фото: Ветераны 392 ОДРАП на 20-летнем юбилее полка.
Кипелово, 1983 год. Из архива Е.В. Калинина |