Интернет великая штука!

Добрые люди выложили кучу фоток   экраноплана "Лунь",

который я строил и испытывал в своей "прошлой" жизни:

У меня появилась возможность ознакомить с ними Вас. В следующем файле фотки изнутри! Изнутри

картинка

В 1977 мы с Вовой Моревым приехали на преддипломную практику. В тот год ЦКБ по СПК (сейчас ЦКБ им Алексеева )работало еще над  техническим проектом  экраноплана  "Лунь". А вот экраноплан "Орленок" уже находился в Каспийске. После защиты диплома с 1 апреля 1978 мы с Моревым работали в 24 отделе, который не имел отношения к экранопланам - это был отдел силовых установок СПК - так решил Главный инженер Марков В.А. Но я все же после 6 месяцев перевелся в 5 отдел - отдел силовых установок  экранопланов. Первая работа которую мне поручил начальник 53 сектора Химич В.Л. подготовка ТЗ на доработку НК-86 для экраноплана "Лунь". Дело в том, что первоначально в техпроекте СУ состояла из 6 двигателей Д-18, которые по ТЗ предназначались для установки на АН-124 и экраноплан "Лунь". Но у Запорожского "Прогресса",  что то не складывалось и было принято решение использовать двигатели НК-86. НК-86 разработаны были для ИЛ-86, имели тягу 13 400 кг, но не учитывали специфику морских условий. Предстояло заменить матералы некоторых узлов, ввести систему промывки ГВТ от налета соли и изменить обвязку приментельно к устаноке на пилоне. С этого момента и до 1991 года я занимался СУ экраноплана "Лунь":
          Командировки в Казань в КПБМ, согласование ТЗ, работа с бригадами и отделами над узлами двигателя. Подготовка программы испытаний, приемка двигателей перед отправкой в             Горький. В 1986 экраноплан был построен и летом его в режиме строжайшей секретности потащили в Каспийск. В августе и первая группа специалистов отправляется для подготовки             к испытаниям. Еду и я готовить первый запуск двигателей. 
 

 

ЛТХ:
Модификация Лунь
Размах крыла, м 44.00
Длина, м 73.80
Высота, м 19.20
Площадь крыла,м2 550.00
Масса, кг
пустого самолета 243000
максимальная взлетная 380000
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс 8 х 13000
Максимальная скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км 2000
Высота полета на экране, м 1-5
Мореходность, баллов 5-6
Экипаж, чел 10
Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит  (НАТОвское обозначение SS-N-22 Sunburn).

Задуман он был в еще Алексеевым, после отставки, которого назначен  Главный конструктор  В.Н. Кирилловых.

          Программа предусматривала постройку двух десятков таких аппаратов, поэтому Главный конструктор КПБМ Гриценко Е.А. предложил мне перейти на работу в КПБМ, поскольку                 ведущий конструктор двигателя НК-87(так в конце концов назвал двигатель Н.Д.Кузнецов) уже был в предпенсионном возрасте - в 1988 ему исполнилось 60.
С 1988 года я переехал в Казань и стал работать в группе ведущего конструктора."Лунь" прошел госиспытания и в 90 был передан ВМФ в опытную эксплуатацию. Уже как представитель МАП я был в комиссии по проведению этой эксплуатации.
          Второй "Лунь" тоже закладывался как ракетоносец, но Горбачев подписал соглашение с пендсами СНВ-1 и аппарат с таким вооружением оказался в списке вместе с "Сатаной".
          Шанс продолжить работы дала катастрофа с подводной лодкой "Комсомолец" Если бы на флоте были подобные аппараты, то экипаж можно было спасти. Второй "Лунь стали                         переоборудовать в "Спсатель". Сначала работы шли очень бойко,но... потом начались "90" Так он и стоит недостроенным в цехе. 
Подписи под фотографиями автора. Я  свои уточнения выделил цветом.
 
картинка

В отличии от "Орленка" ,"Лунь" не имеет шасси,только гидролыжу,поэтому самостоятельно забираться на берег не может.Поэтому ему и нужен сухой плавучий док.

картинка

Этот док буксирами выводится в залив,потом погружается на несколько метров( возможно погружение до 10 метров)и далее подвсплывший экраноплан идет своим ходом.

картинка

Общее впечатление от экраноплана: самолет ,сделанный на судостроительном заводе по тем технологиям,которые они имели.Тем и уникальнее его способности.

картинка

Под этим обтекателем находится морская РЛС.Вид изнутри будет в след. постах.

картинка

Лунь оснащен восемью двигателями кб Кузнецова.Такие же ставили на ИЛ-62 (ИЛ-86)если я не ошибаюсь,правда здесь их морской вариант, плюс поворотные сопла
Тип двигателя 8 ТРД НК-87, Тяга, кгс 8 х 13000

картинка

Для меня осталось загадкой: почему только один двигатель закрыт такой решеткой? Это опытный вариант одного из устройств защиты от птиц. Прервалась отработка.

Вид на сопла

картинка
картинка
картинка

Вид со стороны крыла.

картинка

С земли:-))

картинка

Если Лунь будут восстанавливать,то планируется заменить двигателя на те,которые стоят на недостроенном "Спасателе" 

Ну даже и н знаю возможно ли это. Срок хранения в упаковке в ящике не более 6 лет. Все упирается в стойкость резины - а это не более   9 лет. Так что  переборка двигателей как минимум. Но еще вопрос кто это сможет сделать. Разработчик КПБМ.(сейчас Авиамотор)  в таком состоянии, что наверное уже не справится. КМПО? То же не уверен. Дай бог, что это нужно будет делать.

картинка

Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, иа котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование,для проведения испытаний,и боевое?, а также камбуз,туалет,каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием ; в районе киля — электроэнергетичсская установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.

картинка


Экипаж экраноплана состоял из 7 офицеров и 4 контрактников(мичманов).Автономность его 5 суток.

Это вид снизу на пилон с двигателями

картинка

По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Скорость распространения волны давления, конечно, равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается с

h<(lxV)/2v

где l — ширина крыла (хорда крыла), V — скорость звука, h — высота полёта, v — скорость полёта.

Чем больше САХ крыла, ниже скорость полёта и высота — тем выше экранный эффект.
Например, максимальная дальность полёта экранолёта «Иволга» на высоте 0,8 м составляет 1150 км, а на высоте 0,3 метра с той же нагрузкой — уже 1480 км.

Традиционно на скоростях полётов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла. Это даёт высоту порядка метра. Но у достаточно больших экранопланов высота полёта «на экране» может достигать 10 и более метров.

Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке, поэтому, чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости — тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление экранопланом требует специфических навыков.
Это вид из-под крыла на закрылки или как их правильно называть.После их опускания: именно такое положение они занимают,после этого двигателя нагнетают воздух под крыло,экраноплан поднимается из воды и начинает движение.

картинка

Вид на закрылки(или как их правильно называть?) с хвоста экраноплана

картинка

Вид от корпуса в сторону законцовки крыла

картинка

Эти штучки настолько массивны и сделаны по корабельному,что диву даешься.

картинка

Поверхность поплавка

картинка

Достоинства собственно экранопланов и экранолётов( экранолет отличается от экраноплана тем,что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты)

* Высокая живучесть
* достаточно высокая скорость
* у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта.
* экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях
* для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам
* для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.
* современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
* экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши

картинка

Недостатки

* одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц
* управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков
* экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт
* хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива

картинка

В последнее время история с экранопланами получила совершенно
неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида
техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании
работ (за фактическим отсутствием таковых) в области
экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию,
призванную разработать план действия по ликвидации <русского
прорыва>. Члены комиссии предложили обратиться за помощью... к самим
русским и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего
поставило в известность Москву и получило разрешение от
Госкомоборонпрома и министерства обороны на проведение переговоров с
американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю
вооружения, военной техники и технологий МО РФ. А дабы не привлекать
лишнего внимания к предмету переговоров, любознательные янки
предложили воспользоваться услугами американской фирмы под
нейтральным названием <Российско-американская наука> (РАН), и при ее
посредничестве делегация заокеанских специалистов получила
возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами
экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем
российская сторона любезно согласилась организовать посещение
американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без
ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к
вылету специально для этого визита <Орленок>.

Кто же входил в состав американского <десанта>? Руководитель
делегации — полковник ВВС США Фрэнсис, возглавляющий программу
создания перспективного тактического истребителя. Под его началом
были видные специалисты из научно-исследовательских центров, в том
числе из НАСА, а также представители авиастроительных компаний
Америки. Среди них наиболее известной личностью был Берт Рутан,
спроектировавший самолет нетрадиционной аэродинамической схемы
<Вояжер>, на котором несколько лет назад его брат совершил
беспосадочный кругосветный перелет. Кроме того, в состав делегации,
по словам присутствующих на показе представителей российских
компетентных органов, входили лица, по долгу службы годами
собиравшие всеми возможными способами сведения о советских
экранопланах и впервые неожиданно получившие возможность увидеть
своими глазами — и даже потрогать — объект своего пристального
внимания.

В результате этих визитов, обошедшихся американским
налогоплательщикам всего в 200 тысяч долларов, наши новые друзья
смогут сэкономить несколько миллиардов и существенно, на 5 — 6 лет,
сократить сроки разработки проектов собственных экранопланов.
Представители США ставят вопрос об организации совместной
деятельности для ликвидации своего отставания в данной области
Конечная цель — создание транспортно-десантного экраноплана взлетным
весом до 5000 тонн для американских сил быстрого реагирования. На
всю программу может потребоваться 15 млрд.долларов Какая часть этой
суммы может быть инвестирована в российскую науку и промышленность — и

будет ли инвестирована вообще — пока неясно При такой организации
переговоров, когда полученные 200 тысяч долларов не покрывают затрат
ЦКБ и опытного завода в размере 300 млн. рублей на доведение до
летного состояния <Орленка>, рассчитывать на взаимовыгодность
сотрудничества не приходится

На сомнения о пользе такого рода контактов для государственных
интересов России наводит и реакция ответственного чиновника Комиссии
по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО
РФ Андрея Логвиненко на неожиданное для него появление в Каспийске
(одновременно с американцами) представителей прессы. Официально
сославшись на соображения секретности ('), он пытался запретить
журналистам вход на базу, а в последовавшей затем приватной беседе
пояснил, что в его задачу входит недопущение утечки информации в
печать о российско-американских контактах по поводу экранопланов и
добавил, что после отъезда американцев мы можем снимать и писать что
угодно, но ни словом не упоминая об американском визите на бывший
секретный объект.

Исходя из этого можно считать,что вещей неизвестных нашему вероятному противнику в

этой парадоксальной технике уже нет.
Посмотрим на эти красивые обводы , как у быстроходного катера

картинка

А это специальная зацита (электро-химическая) от коррозии корпуса.Исключительно часто используемая в судостроении

картинка

Для смягчения посадки используется гидролыжа.Благодаря этому экраноплан может взлетать и садиться ( только садиться, взлетает без лыжи)при волнении до 5 метров

картинка

Шарнирное крепление гидролыжи.

картинка

Конструкции экранопланов

В конструкциях экранопланов можно выделить две школы: советскую (Ростислав Алексеев) с прямым крылом и западную (Александра Липпиша) с треугольным крылом (углом назад, то есть с обратной стреловидностью) с выраженным обратным поперечным V. Схема Р. Е. Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Схема Липпиша включает средства снижения избыточной устойчивости (крыло с обратной стреловидностью и обратное поперечное V), что позволяет снизить недостатки балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.

Третьей предложенной схемой стала тандемная схема Г.Йорга (ФРГ) [1], однако несмотря на ряд преимуществ (автоматическая стабилизация) последователей пока не имеет.

Также идею экранного эффекта используют суда с динамической воздушной подушкой. В отличие от экранопланов высота их полета ещё ниже, но по сравнению с судами на подводных крыльях и на воздушной подушке они могут иметь большую скорость при меньших затратах энергии.

Вид на хвостовое оперение

картинка

Одно из двух рабочих мест стрелков

картинка

Вертикальные стабилизаторы

картинка

Теплозащита фюзеляжа от раскаленных газов при запуске ракет: сделана из тех же материалов ,что и наш шаттл

картинка

Перед хвостовым оперением и на нем ,находятся всевозможные рлс

картинка

На своем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению

картинка

Вид с крыла: видна дверь внутрь экраноплана.При нахождении на плаву: крылья имеют плавный сход в воду,что очень полезно при спуске на воду спасательных средств и сбор спасаемых.

картинка

Изнутри на "крышу" экраноплана можно попасть несколькими способами.Один из них: люк перед первым рабочим местом стрелка и на уровне пилона двигателей.

картинка

Вид со стороны кабины на пусковые установки и место стрелка

картинка

Вид на кокпит с пилона

картинка

Вид с правого пилона

картинка

Как сказали: труба идущая вдоль корпуса служит для подвешивания специальной беседки , для обслуживания экраноплана

картинка

А теперь заберемся через этот люк на хвостовое оперение

картинка

Вид на левый горизонтальный стабилизатор

картинка
картинка

Вид вперед с хвостового оперения

картинка

Морские огни на самой высокой точке экраноплана

картинка
картинка

Вид с берега

картинка

Грустный вид у него какой то!!!

картинка
картинка
 

Изнутри

Используются технологии uCoz