Что может быть лучше? Командировка на месяц к теплому морю. Повезло?
Ну все в мире относительно. младшей дочери еще только полгода, старшая закончила "нулевку". Живем в общаге, правда уже занимаем две 11 метровых комнатки.
Ремонт в них я сделал еще перед отправкой в роддом. Зато внуков ждет бабушка в деревне. Не удалось их отвезти и Вере придется самой "рулить" на каникулы.
Летим на нашем АН-26. От отдела еще летит Алгинкин АлексейМихайлович. Я меняю Литова Вадима Афанасьевича, Алексей мнеяет Глымбоцкого Станислав Григорьевича. Нам предстоит проработать месяц,
ну а там как сложится ситуация - или продлят или подоспеет замена.
Долетели удачно, поселились в комнате на третьем этаже, которую начинали обживать в сентябре с Богатковым. С сентября "Лунь" прошел этап "швартовных"(так у судостроителей называется авиационный аналог наземных испытаний) Отлажены все системы. Экраноплан готов к проведению конструкторских испытаний, на которых должен подтвердить правильность конструктивных решений. Ну а потом Госы!
До нашего приезда были выполнены подготовительные работы и один выход в море. Не все прошло гладко. Выявились проблемы с рядом систем в том числе и по силовой установке.
На законцовках мотогондол были обнаружены трещины обшивки из дюралевых листов. Из маслосистем бортовых электростанций непонятным образом "испарилось" масло.
Решением этих проблем нам и предстояло заняться с Алгинкиным. Проблемы как мне кажется до настоящего времени имели одну причину выхлопная струя двигателей Прочнисты во главе Перельманом Борисом Михайловичем строили теории напряженного состояния и резонансов. По мне так все дело в акустических колебаниях обшивки из-за того , что принятая система отклонения струи с помощью цилиндрического поворотного насадка, по сути превратила эти насадки в эжекторы, которые создавали разряжение в мотогондолах и на переходных режимах заставляли работать обшивку как мембрану.
И такой же эффект эжектора был причиной исчезновения масла в электростанциях. Никто не мог предположить, что через воздухозаборник отсека электростанции струя двигателя проходящая, как раз вдоль, создаст такое разряжение, что масло вылетит, как вода в примитивном пульверизаторе.
Замером этого разряжения мы занялись в первую очередь, что бы подтвердить нашу догадку и затем продумать , как это исправить. Алексей собрал примитивный пьезощит из стеклянных трубок и шлангов, залили крашенной воды(до спирта дело не дошло) На очередном выходе в море удалось зафиксировать разряжение.
Срочно пришлось переделать воздуозаборники. Их сделали на верхней части пилона. Эту работу доблестно выполнил Назаров Евгений - сотрудник 5 отдела из каспийчан.
Что же касается обтекателей, то было принято решение по типу "гильотины от перхоти" - убрали обтекатели совсем.
Так вот мы обеспечили готовность техники к полетам. За время моей командировки вылетов провели четыре.
Подготовка к каждому занимала примерно неделю - не простое это оказалось дело испытание экраноплана.
В выходные выбирались на море подальше от Каспийска, а в будние дни ходили купаться рядышком, благо еще не наколотили свай для укрепления берега - это началось уже в 90 годы.
Примечательным событием явился прилет в Каспийск начальника ЛИИ Васильченко. Он решил взглянуть на необычный летательный аппарат собственными глазами. Привез его на ТУ-134 Толбоев.
Васильченко, смотря на "Лунь"с берега сказал: "Это же самолет!!!", но как только спустился по трапу в фюзеляж и увидев электрические шкафы производства судпрома: "Нет, это корабль."
Наши электрики особо не парились и применяли стандартизованные шкафы, которые делала специализированная ЭРА для лодок и сухогрузов .
Из авиационных блоков были только мои, которые обеспечивали работу НК-86 и ТА-6.
На смену мне прилетел Кибардин и в конце июля я рванул в деревню к жене и дочкам. До покедова море!
|