В далеком уже 1989 году я купил в Ленинграде книжку Фигурнова "Персоональный РС" Самоучитель. Перебравшись из Горького в Казань в феврале 1988 года, я развил кипучую деятельность по созданию автоматизированной системы контроля двигателя НК-87 для экраноплана "Лунь".Силовая установка экраноплана включала ВОСЕМЬ двигателей!!!
У каждого двигателя контролировались 7 аналоговых и 13 дискретных параметров. Работая еще в ЦКБ по СПК, я стал инициатором создания системы автоматического контроля параметров двигателей. Я познакомился с подобной системой самолета АН-124 который был первым "цифровым" самолетом. Система на базе бортовой WDV контролировала все системы самолета. Но к 1986 году антоновцы уже пришли к мысли, что лучше делать локальные системы, которые будут обмениваться между собой "цифрой" По такому же пути и пошли Ильюшинцы на самолете ИЛ-96 и Туполевцы на ТУ-204. Конечно они все черпали свои идеи из опыта "буржуинской" авиации. Только приходилось все делать на советской элементной базе. Антоновцы плотно работали с киевской фирмой Ястребова, которая работал с СУ и МИГ. А вот Туполя и Ильюшинцы получили по Решению МАП себе в исполнители питерскую "Сферу". Я побывал и там и там, был у Ильюшинцев. и в Ульяновском "Приборе", который создавал систему отображения КИСС не поверите на ЭЛТ трубках Львовского телевизионного завода . Ну такой был тогда уровень техники...
Уже работая, в Казани я инициировал поездку со своим ЦКБшным начальником Химичем в "Сферу" . Мы написали письмо с просьбой рассмотреть возможность разработки блока сбора и контроля параметров двигателя НК-87 по подобию БСКД для двигателя ПС-90.
Встреча состоялась с Зам Генального Барсуковым. Он очень дипломатично выразил согласие заняться этой темой, но с одной оговоркой - при условии Решения МАП.
Уже выйдя из кабинета мы получили неожиданное предложение от заместителя начальника отдела, проектировавшего БСКД Смыслова - создать макетную систему БСКД, которая бы подтвердила правильность выбранных алгоритмов контроля и стала бы весомым аргументом при подготовке Решения МАП.
В пример нам привели фирму Климова, которая пошла по такому же пути создавая систему контроля для двигателя ТВ7-117 самолета ИЛ-114.
Разработку Смыслов предлагал провести силами комсомольско-молодежного кооператива во внеурочное время.
В качестве устройства обработки и отображения предполагалось применить персоональный компьютер IBM/
Вариант оформления решения МАП "в лоб" ЦКБ которое относилось к судостроительному министерству был весьма призрачным, поэтому мы согласились.
Первым этапом запланировали испытание на стенде КПБМ, а вторым уже на экраноплане.
На весь КПБМ была ожна ХТ IBM поэтому перед руководством был поставлен вопрос о приобретении PC для нашей темы.
Через некоторое время у меня на столе появилось 286АТ с 40 мВ винчестером и даже матричным принтером!
Вот тут то и пригодился самоучитель Фигурнова! |