Четверг, 12.12.2024
КАИ-ПУП ЗЕМЛИ!САЙТ ВЫПУСКНИКОВ 1978 ГОДА ФАКУЛЬТЕТ ДЛА
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы попали в КАИ?
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

18:14
17 июля день авиации ВМФ

Пришел на преддипломную практику в ЦКБ по СПК  в августе 1977 года. Вновь построенный (после аварии первого образца) экраноплан Орленок заводской номер С-21 только только утащили по Волге в Каспийск на испытания.

 

 В 1978 году я закончил Казанский авиационный институт. факультет двигателей летательных аппаратов, специальность ВРД. http://www.kai.ru/ 

Специализация  на 4 и 5 курсах – «Двигатели для самолетов вертикального взлета посадки» – руководитель профессор Кузьмин Георгий Анатольевич.
Под его руководством  по дисциплине  «Конструкция ВРД» выполнен проект двигателя с поворотными соплами.

По распределению Государственной комиссии направлен в ЦКБ по судам на подводных крыльях – единственное в мире  КБ, которое разрабатывало, строило и испытывало экранопланы (исключительно для ВМФ СССР)
 http://www.ckbspk.ru/

В  период преддипломной  практики – участие в работе Государственной комиссии (в качестве привлеченного специалиста )испытаний двигателя НК-12МК десантного экраноплана ОРЛЕНОК. http://www.airwar.ru/enc/sea/orlenok.html
Выполнялась  обработка параметрической информации двигателя регистратора  и  построение дроссельных характеристик двигателя на различных режимах. Испытания  проводились с подачей на вход морской воды для оценки работоспособности и определения времени назначенного ресурса.

Первая должность -  инженер-конструктор сектора натурных испытаний отдела силовых установок ЦКБ по СПК.
В 1978 году выполнена работа по расчету конструкции виброгасящей  подвески газотурбинной электростанции ГТГ-100, разработки Николаевского машиностроительного бюро, для пограничного катера проекта АНТАРЕС.Задача,  которая решалась, - обеспечение минимальных значений вибраций передаваемых на корпус для обеспечения звукомаскировки от подводных целей.

В 1978 году выполнена работа по обобщению существующих  методов замера уровня тяги двигателей при стендовых испытаниях и при работе ВРД в составе силовых установок.
Разработан раздел СУ технического формуляра десантного экраноплана ОРЛЕНОК Государственные испытания, которого были завершены и экраноплан был предан  ВМФ СССР

 

В январе 1979 года первая командировка  в город Каспийск на проведение регламентных работ на силовой установке «Каспийского монстра» – корабля – экраноплана  http://www.airwar.ru/enc/sea/km1.html#camo

В 1979 году поручена разработка  ТЗ на двигатель НК-87 для экраноплана ЛУНЬ.  про Лунь
Разработка двигателя выполнялась Казанским проектным бюро машиностроения (КПБМ),  входившим в состав  Куйбышевского  научно-производственного  объединения  “ТРУД”(КБ Кузнецова Н.Д.).

На последующие годы работа по двигателю НК-87 и СУ экраноплана ЛУНЬ стала моей основной специализацией.  Двигатель НК-87

Кроме непосредственной конструкторской работы в мои обязанности входила координация  работ специалистов КПБМ и конструкторских отделов ЦКБ по СПК. Каждые две недели мои командировки в Казань для согласования планов проведения работ и конструкторских решений. Каждая командировка заканчивалась протоколом технического совещания, в котором были расписаны поручения и сроки их выполнения. Я работал с каждой конструкторской бригадой КПБМ.

Разработана документация на натурный стенд для испытаний двухдвигательного модуля силовой установки.
Стенд был смонтирован на площадке филиала ЦНИИ им Крылова в г.Чкаловск на Горьковском водохранилище.
Стенд предназначался для отработки конструкторских решений СУ, и проверки в натурных условиях с подачей на вход морской воды соответствия параметров двигателей определенных ТЗ.

В 1980 году проведена работа по изучению существующих систем топливо питания, обеспечивающих работоспособность СУ в условиях повышенной влажности и низких температур. Результатом стало принятие Главным конструктором  экраноплана Лунь предложенных конструктивных решений системы подогрева топлива двигателя.

В 1981-1982 годах  завершена  разработка конструкторской документации двигателя НК-87, был изготовлен и поставлен опытный образец двигателя. К этому времени  была отработана конструкция силовой установки экраноплана. При этом  была решена важная задача – разработка схемы диагностики состояния двигателя в эксплуатации с применением эндоскопических приборов.  Была организована и проведена работа по согласованию приборов контроля СУ с предприятиями разработчиками МАП.

В 1983 году я был назначен ответственным за стендовую отработку двигателя НК-87.
Для принятия решения о допуске двигателя к постановке на экраноплан необходимо было провести стендовые конструкторские и ресурсные испытания.
Для проведения испытаний была  разработана программа и методики, которые были согласованы с НИИ им Крылова, ЦИАМ,  Генеральным  конструктором Кузнецовым Н.Д.
В соответствии с методиками испытаний были проведены замеры параметров двигателя при работе со штатным воздухозаборным устройством, проведено тензометрирование дисков и рабочих лопаток  при работе поворотных сопел

Испытания  выявили необходимость усиления конструкции компрессора двигателя. Для проведения этих работ было подготовлено Решение Правительства СССР ,  согласовано и оформлено. Для этого я выезжал в командировку в Ленинград и Москву. В Москве решение я согласовывал в МСП, МАП и в штабе ВМФ СССР.
Это решение позволило обеспечить своевременную поставку двигателей для экраноплана.

В 1984 году была подготовлена и проведена работа по замеру полей давлений и температур на входе в двигателе при пусках бортового оружия. Был подготовлен  натурный макет,  на котором на входе в двигатель устанавливалась уникальная 6 метровая «гребенка», а на воздухозаборнике было установлено 36 малоинерционных термопар замера поля температур. Испытания проводились совместно со специалистами ЦАГИ. Результат испытаний подтвердил возможность работы силовой установки при пусках. http://13b.sitecity.ru/album_1008080801.phtml?pix=6
 
В 1985 году начались поставки двигателей на завод-строитель для монтажа. В цехе обеспечивал конструкторский контроль.
Каждый двигатель  поставляемый для экраноплана  лично принимался  после проведения стендовых испытаний в КПБМ.

Мной была разработана эксплуатационная документация для  летного экипажа экранаплана. Я обучал летный экипаж испытательного отдела ЦКБ по СПК и экипаж ВМФ.

В процессе  этой работы пришло понятие,  что необходимо создание  автоматизированной системы контроля параметров силовой установки. Восемь маршевых двигателей,  две вспомогательные силовые установки две газотурбинных электростанции ГТГ-100 – общее количество аналоговых параметров свыше 120 , количество разовых информационных сигналов  свыше 160  - такое количество параметров и сигналов мог контролировать опытный бортинженер испытательного экипажа, а вот для бортинженера  штатного экипажа это становилось очень сложной задачей.

Была проведена в инициативном порядке работа по изучению возможных путей решения этой проблемы. Проведены консультации в процессе посещения и знакомства с опытом  ведущих КБ МАП - КБ Антонова , которые разработали систему для самолета АН-124 совместно с НПО «Ленинец» и Киевским  КБ Приборостроения,

В 1986 году  я был назначен ведущим специалистом по силовой установке экраноплана ЛУНЬ.  Разрабатывал программу испытаний и методики их проведения. Совместно со специалистами КПБМ  разработана схема препарации газовоздушного тракта двух двигателей для обеспечения замера параметров в процессе испытаний. Параметры поступали на бортовой регистратор ГАММА с последующей обработкой на наземном вычислительном комплексе  
В августе 1986 года начались сдаточные испытания ЛУНЯ в Каспийске. Непосредственно принимал участие в подготовке первых запусков двигателей для проверки работоспособности систем СУ.

Осенью 1986 года я был назначен исполняющим обязанности начальника сектора. В подчинении было 26 конструкторов. Планировал работу сектора. Руководил работой коллектива. Решал организационные вопросы связанные с переходом на новую систему организации труда внутренний хозрасчет. Непосредственный начальник Химич В.Л. обязанности,  которого исполнял находился в творческом 6 месячном отпуске для написания докторской диссертации. За это время сектор впервые в истории отдела занял первое место в социалистическом соревновании ЦКБ по СПК http://13b.sitecity.ru/album_1008080801.phtml?pix=8

Лето 1987 года – ходовые испытания ЛУНЯ на Каспийском море. Идет отработка программы испытаний решаются вопросы связанные с перекомпоновкой систем газовыхлопных устройств, мотогондол, систем поворотных сопел. Выявлены проблемы работоспособности бортовых газотурбинных электростанций, после организации мною замеров параметров в мотоотсеках  выявлено влияние работы маршевых двигателей, для исключения  этого была организована разработка  конструкторской документации  и изготовление новых воздухозаборников. Оперативная работа позволила не останавливать проведение испытаний.

Осенью начались Государственные приемочные испытания,  предусматривающие проверку систем  в условиях максимального значения волнения моря. Подготовка к испытательным выходам, согласование полетных заданий  работы по устранению выявленных в полете неисправностей совместно с о специалистами КПБМ.

Поскольку завершение испытаний перенесены были на весну, то в  течение ноября декабря были  мною были продолжены работы по формулировке концепции бортовой системы контроля двигателя НК-87. Командировка в КБ Новожилова, ведущего работы для самолета ИЛ-96, к разработчикам  бортовых систем Ленинградского КБ «Сфера», и систем отображения информации Ульяновского КБ приборостроения позволили оформить основные требования к бортовой системе контроля двигателя НК-87 (БСКД-87).

Решением Правительства СССР предусматривалось построение 20 экранопланов ЛУНЬ.
Перед КПБМ  стояла  задача  организация подготовки серийного производства двигателей НК-87 и руководство   предложило  мне работу в отделе Ведущего конструктора двигателя НК-87.

В 1988 года  мной была организована и проведена работа по выпуску  документации с литерой О1.
Непосредственное определение объема  работ, согласование документации в подразделениях КБ. Подготовка к рассмотрению Государственной комиссией.
Документация была предъявлена и принята Государственной комиссией без замечаний .
КПБМ готово было предать документацию на КМПО для серийного производства двигателей.

На продолжающихся в Каспийске  испытаниях в составе Государственной комиссии, я уже как представитель МАП  осуществлял приемку экраноплана ЛУНЬ  в состав ВМФ СССР.

В 1989 году мной спланирована и скоординирована программа  по разработке  БСКД-87.
Была организована рабочая группа представителей  5 предприятий двух министерств:
ЦКБ по СПК, Завод строитель «Волга», КПБМ, ЦИАМ, КБ «Сфера»

Основываясь на  результатах отладки системы БСКД-90,  ЦИАМ как основной соисполнитель, обладавший опытом в качестве рабочего инструмента для  создания  проекта  технического задания, которое  должно  содержать работоспособные алгоритмы обработки, предложил создать рабочий макет  бортовой  системы  на  базе РС/AT.

Работы начались  осенью 1989 года, а  результаты проведенной работы коллектива были мной изложены в докладе «Комплексная система контроля и диагностики двигателя НК-87» на межотраслевой научно-технической конференции «Проблемы функциональной диагностики газотурбинных двигателей и их элементов. Диагностика-90» в Рыбачьем в октябре 1990 года.

С  помощью  макета, который  был изготовлен КБ СФЕРА (с привлечением ЛО ЭТНО АН СССР)  и получил наименование БСКД СУ(М)-87,  весной  1991 года на стенде КПБМ проведена отладка алгоритмов при работе с двигателем  НК-87. Результаты работы были заслушаны на научно-техническом совете предприятия и одобрены 
В августе рабочая группа под моим руководством провела подготовительные работы на экраноплане ЛУНЬ заводской № С-31.по установке системы и проведению предварительных испытаний. В ноябре  на заказе С-31 была проведена отладка алгоритмов при работе с двигателем  НК-87 и ее результаты были предъявлены представителям ВМФ.

 Макетная система  БСКД-87    выполняла   все задачи,  поставленные перед бортовой частью комплексной  автоматизированной системы контроля и диагностирования двигателя НК-87.
В процессе работы были разработаны алгоритмы бортового контроля параметров, доработана приборная часть двигателя и экраноплана. Результаты работы группы так же были доложены на научно техническом совете предприятия. 
 В работе совета принимал участие борт-инженер испытательного экипажа, который непосредственно пользовался системой, и он дал свою профессиональную оценку работе системы, подтвердив необходимость ее применения.

Результаты испытаний подтвердили правильность принятых решений и обеспечили готовность коллектива к  следующему этапу – подготовке совместного решения ВМФ,МАП и МСП  о  финансировании и установке  сроков создания системы.

Подписание Соглашения СССР и США об ограничении средств быстрой доставки систем вооружения , в который так же был включен экраноплан ЛУНЬ,  приостановили  дальнейшие работы над системой контроля  БСКД-87.

 Погубили "Орлят" сначала 25, потом21. 26 повезло больше его Лужков  умудрился утащить в Москву и стоит он теперь в Тушинском музее.

Лунь до 2020 года стоял в своем штатном док-понтоне в Каспийске. Решили  и его в музей в Дербент.

Долго мучили в прибрежной зоне. .

Но наконец то вытащили на сушу. Пока там не так красиво.

 

Вот так и закончились экранопланы  авиации ВМФ СССР.

 

Просмотров: 305 | Добавил: serg13b | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Июль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz