Ссылка прислана Валерой Плотниковым:
А "похоронную статью про НК-93" читай на сайте "Аргументов недели" (регион) за 16апр.09г. №15(153) http://www.argumenti.ru/numbers/number/153
В редакцию окольными путями попал очень важный документ – поручение председателя Правительства РФ министерствам и ведомствам по результатам встречи Владимира Путина с профсоюзными деятелями 25 марта с.г. На первой странице рукой Путина начертано «Срочно!». А в пункте №8 этого документа оказалась затронута очень болезненная для нашей страны тема: Минпромторгу России (В.Б. Христенко) совместно с Минфином, Минэкономразвития и участием ОАО «ОПК «Оборонпром» предоставить согласованные предложения о выделении необходимых средств для завершения испытаний двигателя НК-93 в 2009 году. – Свершилось! – воскликнул главный редактор. – Выходит, не зря мы третий год бьемся за НК-93! Услышали! Была куча командировок в Самару, бесконечные поездки в ЛИИ им. М.М. Громова, в подмосковный Жуковский и целый сериал статей о самой перспективной разработке отечественного авиапрома. Тут же бросился узнавать, как обстоят дела с чудо-двигателем. Оказалось, гладко только на бумаге.
Враг внешний и внутренний
С внешним врагом все понятно. Никому в мире НК-93
не нужен. Это же могучий конкурент, способный
кардинально перекроить рынок, в первую очередь
за счет феноменальной экономичности и
малошумности. Наземные испытания, авиаторы их
еще называют «гонки», и первые полеты
подтверждают заявленные показатели. А по
максимальной тяге кузнецовский двигатель
значительно превысил расчетные характеристики,
чем немало удивил бригаду испытателей и
инженеров. В планах западных производителей
двигатели аналогичной схемы есть, но Россия с
НК-93 пока всех опережает на годы. Впрочем,
немецкие и американские авиастроители с
оглядкой на нас уже проводят испытания
двигателей, внешне подозрительно похожих на НК.
Враг внутренний куда более изощренный и
малозаметный. Так, «Оборонпром» назначил
«смотрящим» самарского куста
двигателестроительных предприятий Николая
Никитина, варяга с пермскими корнями.
А «Пермские моторы» во все времена были и
остаются злейшими «друзьями» кузнецовских
двигателей. Была бы воля Никитина, он давно бы
сплавил двигатель в металлолом, а
конструкторскую документацию на него в Пермь.
Глядишь, спустя пять-десять лет появился бы
близнец НК-93 под маркой «ПС»!
Нынешний генеральный конструктор СНТК им.
Н.Д. Кузнецова Дмитрий Федорченко тоже не
фанат НК?93. Если бы двигатель назывался не НК
(Николай Кузнецов), а ДФ (Дмитрий Федорченко),
тогда другое дело. А так генеральный больше
внимания уделяет своему собственному детищу,
газотурбовозу для ОАО «РЖД».
Многие главные и не очень конструкторы, менеджеры попросту боятся НК-93 - зачем связываться с опытной разработкой, на которой в случае неудачи можно свернуть шею?
К тому же узок круг специалистов, знающих, с какой стороны подойти к чудо-машине. Пара-тройка мотористов, столько же слесарей. Конструкторов и инженеров тоже легко сосчитать на пальцах одной руки. Все они в возрасте, сейчас как назло лечат по больницам старые болячки. У кого-то отказали ноги, ведущий конструктор НК-93 Анатолий Лоцман на ближайшие месяцы в буквальном смысле ослеп - ему сделана операция на глазах. Врачи говорят, что в 72 года нельзя было столько времени проводить на морозном ветру аэродрома, стоя на стремянке под крылом самолета. Но без его работы не было бы декабрьского полета.
Без этих героических, в прямом смысле, стариков
выполнить программу летных испытаний НК-93 будет
практически невозможно. А у них, кто поздоровее и
покрепче, мысли о другом: «Весна, пора на огород!»
Даже те, кто прежде о картошке и огуречной
рассаде не задумывался. Потому что сегодня
руководство СНТК грозится выдать деньги аж за
декабрь... При такой системе оплаты труда, без
подножного корма оставаться попросту
недальновидно. Руководитель летных испытаний
НК-93 от СНТК Владимир Пташинский вообще написал
заявление «по собственному желанию» в связи с
тем, что в условиях начальственного безразличия
и полного безденежья изображать бурную
деятельность аморально.
Снять нельзя оставить
В Летно-исследовательском институте им. М.М.
Громова, двигатель испытывается на его базе,
вообще зреет антипремьерский бунт - начальник
Евгений Горбунов дал команду снять НК?93 с крыла
летающей лаборатории Ил-76. И отбыл поправлять
здоровье на израильский курорт. Это уже после
поручения Владимира Путина! С понедельника
демонтаж НК-93 начался...
Любой авиастроитель скажет - демонтировать опытный двигатель без ущерба последнему невозможно. Всегда что-нибудь да «отвалится» или потеряется, обязательно будет повреждено. Но у Горбунова свои резоны. Да, самолет был выделен ВВС именно под НК-93. За счет СНТК его восстановили, отремонтировали до соответствия нормам летной годности. И в ЛИИ ждут не дождутся, когда самолет освободят для других авиамоторов, в том числе и зарубежных разработок.
Летающая лаборатория Ил-76ЛЛ - самолет
уникальный, специально сконструированный для
летных экспериментов. Он битком набит
измерительной аппаратурой, оснащен особо
жестким крылом. Надо только избавиться от
проблемного НК-93! Желание заработать
перевешивает патриотический порыв - те же
индийцы, например, готовы платить сполна и в срок.
А знаменитый институт в долгах как в шелках.
И правда, двигатель находится, в прямом смысле, в
подвешенном состоянии, уже третий год! И за это
время сделано всего три полета: один в мае 2007-го и
два в конце 2008 г. - нет денег! Если такими
темпами проводить летные испытания, то на
программу из 25 полетов потребуется 16 с лишним
лет!
И в это же время закачиваются миллиарды в ОАК и
ОДК (авиа- и двигателестроительные корпорации).
Ударными темпами там же, в ЛИИ, испытывают
«француза» - двигатель к Суперджет 100. И
никаких проблем с финансированием! Понятно, что
руководство ЛИИ поглядывает на застывшую на
земле летающую лабораторию, как волки на овец.
Изысканные беспредельщики
Удивительная ситуация - за право наладить
серийный выпуск НК-93 бьются даже казанские
моторостроители. Оснастка на КМПО есть, опыта
внедрения кузнецовских разработок не занимать:
сердце газоперекачивающего агрегата НК-36,
который производится здесь, является наземной
версией 93-й машины. Готовы вкладываться,
участвовать в доработках. Президент Татарстана
Шаймиев бомбит письмами Кремль: «НК-93 нужен
стране!»
Но без полноценных летных испытаний авиадвигатель ничего не стоит. Как чиновничий беспредел можно расценить прошлогоднюю ситуацию: средства на испытания НК-93, заложенные в госпрограмму развития авиации, предприятию выделили аккурат в предновогоднюю неделю. И как прикажете за несколько дней «освоить» миллионы рублей?! Даже если развить кипучую деятельность, чтобы выполнить программу полетов, нужны месяцы. Полет, разбор, анализ, внесение технических изменений, подготовка к следующему. В авиации некомпетентность, спешка и очковтирательство смертельно опасны.
Ситуация и на самом СНТК им. Н.Д. Кузнецова патовая. «Оборонпром» и назначенные им управленцы потихоньку сплавляют проблемное предприятие, сокращают персонал, переводят остатки производства и науку на другие площадки. Никитина в Самаре иначе как «могильщиком СНТК» не называют. Куда проще, безопасней и выгодней заниматься газоперекачивающими станциями для «Газпрома». Правда, существует закавыка с ремонтами и продлением ресурсов двигателей для стратегической авиации. Их единоличный разработчик тоже СНТК, но ответственные за эту сторону деятельности тянут время и уповают на то, что бумага все стерпит. А ракетоносцы подождут.
Наиболее точно чиновные «пляски» вокруг НК-93
охарактеризовал знаменитый летчик-космонавт
Владимир Джанибеков:
- Это целая серия преступлений против интересов
государства, исполненных в изысканной манере.
Я не верю, что это обычная человеческая и
чиновная глупость.
До чего дошла демократия - президент, председатель правительства раз за разом требуют завершения испытаний единственного чистокровно российского авиадвигателя большой мощности. НК-93, несмотря на солидный возраст, гость из будущего. Владимир Путин понимает - позиции сдавать нельзя. Все то, что в стране есть передовое, перспективное, надо сохранять, а не гробить. Но бюрократический аппарат ответственных за двигателестроение министерств и ведомств с ослиным упрямством игнорирует прямые указания премьера. В старые времена за такую «оппозицию» целая группа чиновников прямо из-за столов была бы отправлена на перевоспитание - строить народное хозяйство с кайлом или совковой лопатой в руках под бдительным присмотром гренадеров из НКВД. И это в лучшем случае! В худшем - сами знаете...
От кого зависит
Неукоснительное исполнение поручений премьера
РФ:
Владимир Вехов - главный конструктор «НК-93» с 2008
г.
Евгений Горбунов - начальник ЛИИ им.М.М. Громова
Денис Мантуров - зам. министра промышленности и
торговли
Николай Никитин - исполнительный директор ОАО
«СНТК им. Н.Д. Кузнецова», 1-й зам. гендиректора
ОАО «Моторостроитель» и зам. гендиректора ОАО
«СКБМ»
Андрей Реус - глава компании ОАО «ОПК
«Оборонпром»
Виктор Христенко - министр промышленности и
торговли РФ
P.S. За час до подписания номера в печать стало известно - двигатель НК-93 в спешке демонтирован с самолета. Чтобы опять привести его в работоспособное состояние, потребуются немалые средства. И если срочно не принять меры, то через пару месяцев разработка, в которую вложены государственные миллиарды, будет стоить как дорогой металлолом - 10 тыс. руб. за тонну. Получается, поручение Владимира Путина для ответственных лиц - не указ.