С. П. Королев родился 12 января 1907 г
Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества. C. П. Королев
Сергей Павлович Королев—выдающийся
конструктор и ученый, работавший в области
ракетной и ракетно-космической техники. Дважды
Герой Социалистического Труда, лауреат
Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он
является создателем отечественного
стратегического ракетного оружия средней и
межконтинентальной дальности и
основоположником практической космонавтики. Его
конструкторские разработки в области ракетной
техники представляют исключительную ценность
для развития отечественного ракетного
вооружения, а в области космонавтики имеют
мировое значение. Он по праву является отцом
отечественной ракетно-космической техники,
обеспечившей стратегический паритет и сделавшей
наше государство передовой ракетно-космической
державой.
С. П. Королев родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в
семье учителя русской словесности П. Я. Королева.
Еще в школьные годы Сергей отличался
исключительными способностями и неукротимой
тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет
он уже разработал проект летательного аппарата
оригинальной конструкции—-«безмоторного
самолета К-5».
Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический
институт по профилю авиационной техники, Королев
за два года освоил в нем общие инженерные
дисциплины и стал спортсменом-планеристом.
Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее
техническое училище (МВТУ).
За время учебы в МВТУ С. П. Королев уже получил
известность как молодой способный
авиаконструктор и опытный планерист.
Спроектированные им и построенные летательные
аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда»
и легкий самолет СК-4, предназначенный для
достижения рекордной дальности полета,—
показали незаурядные способности Королева как
авиационного конструктора. Однако его особенно
увлекали полеты в стратосфере и принципы
реактивного движения. В сентябре 1931 г. С. П.
Королев и талантливый энтузиаст в области
ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются
создания в Москве с помощью Осоавиахнма
общественной организации—Группы изучения
реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 г. она
становится по существу государственной
научно-конструкторской лабораторией по
разработке ракетных летательных аппаратов, в
которой создаются и запускаются первые
отечественные жидкостные баллистические ракеты
(БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.
В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клейменова. С. П. Королев назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставляют С. П. Королева перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212 с жидкостным ракетным двигателем.
В 1938 г. по ложному обвинению С. П. Королев был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940 г. он был' переведен в новое место заключения—ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А. Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королев со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.
13 мая 1946 г. было принято решение о
создании в СССР отрасли по разработке и
производству ракетного вооружения с жидкостными
ракетными двигателями. В соответствии с этим же
постановлением предусматривалось объединение
всех групп советских инженеров по изучению
немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших
с 1945 г. в Германии, в единый
научно-исследовательский институт «Нордхаузен»,
директором которого был назначен генеоал-майор
Л. М. Гайдуков, а главным инженером— техническим
руководителем — С. П. Королев. В Германии Сергей
Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2,
но и проектирует более совершенную
баллистическую ракету с дальностью полета до 600
км.
Вскоре все советские специалисты возвращаются в
Советский Союз в научно-исследовательские
институты и опытно-конструкторские бюро,
созданные согласно упомянутому майскому
постановлению правительства. В августе 1946 г. С. П.
Королев был назначен главным конструктором
баллистических ракет дальнего действия и
начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.
Первой задачей, поставленной правительством
перед С. П. Королевым как главным конструктором и
всеми организациями, занимающимися ракетным
вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2
из отечественных материалов. Но уже в 1947 г.
выходит постановление о разработке новых
баллистических ракет с большей, чем у Фау-2,
дальностью полета: до 3000 км. В 1948 г. С. П. Королев
начинает летно-конструкторские испытания
баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г.
успешно сдает ее на вооружение. Эта ракета
отличалась от немецкой значительно большей
надежностью. Параллельно С. П. Королев ведет
разработку новой баллистической ракеты Фау-2 с
дальностью полета 600 км. Ракета Р-2 имела несущий
бак горючего, более удобную для эксплуатации
компоновку и, самое главное, отделяющуюся в
полете боевую головную часть. Кроме этого,
ракетная двигательная установка была
существенно доработана с целью увеличения ее
тяги, а система автономного управления обладала
вдвое большей точностью стрельбы. Ракета Р-2
сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь на
год позднее ракеты Р-1.
Совместно с практическими работами
над ракетным оружием в НИИ-88 под научным
руководством С. И. Королева были начаты
широкомасштабные проектно-экспериментальные
исследования по темам H-I, Н-2, Н-3 с целью создания
научно-технического задела для разработки
качественно новых БР.
Но теме Н-1 проводились
экспериментально-теоретические исследования
основных технических проблем, связанных с
реализацией проекта ракеты Р-3, имеющей дальность
полета 3000 км: необходимо было обеспечить
устойчивость полета ракеты бесстабилизаторной
(аэродинамически неустойчивой) схемы и получить
данные о поведении кипящего жидкого кислорода в
термонеизолированном несущем баке окислителя в
процессе движения на активном участке
траектории при повышенных внешних тепло потоках
в массу жидкого кислорода. На основе
конструктивных решении ракеты Р-2 с
использованием ее форсированного двигателя была
создана одноступенчатая экспериментальная БР
Р-ЗА бес стабилизаторной схемы с дальностью
полета 1200 км. Успешные летные испытания данной
ракеты дали основание Министерству обороны
принять ее на вооружение в 1956 г. с ядерной боевой
частью как Р-5М. Это была первая отечественная
стратегическая ракета, ставшая основой
ракетного ядерного щита страны.
По теме Н-2 были выполнены исследования
возможности и целесообразности создания
баллистических ракет, работающих на стабильных
высококипящих компонентах топлива (при
использовании в качестве окислителя азотной
кислоты с окислами азота). В результате была
подтверждена возможность создания таких ракет и
выполнен эскизный проект первой отечественной
БР Р-11 с дальностью полета 250 км и стартовой
массой вдвое меньшей, чем у Р-1. Однако с учетом
экологической токсичности азотных окислов и
меньших энергетических характеристик
стабильного жидкого топлива по сравнению с
топливом на основе жидкого кислорода и керосина,
а также возникших тогда серьезных проблем с
разработкой ракетных двигателей с необходимой
тягой (большей 8 г), устойчиво работающих на этих
компонентах топлива, было признано
целесообразным применять азотнокислотный
окислитель с окислами азота для БР со
сравнительно малой дальностью полета. При
создании же ракет с большей дальностью полета, и
особенно межконтинентальных, было рекомендовано
в качестве окислителя использовать жидкий
кислород. Этому направлению развития ракетной
техники Сергей Павлович оказался верен на
протяжении всей своей творческой деятельности.
Министерство обороны поручило ОКБ-1
НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и С. П. Королев
блестяще решил указанную задачу, применив только
что созданный для зенитной ракеты 8-тонный
двигатель А. М. Исаева и впервые использовав
жидкостный аккумулятор давления для подачи
топлива в камеру сгорания.
На основе Р-11 С. П. Королев разработал и сдал на
вооружение в 1957 г. стратегическую ракету Р-11М с
ядерной боевой частью, транспортируемую в
заправленном виде на танковом шасси. Серьезно
модифицировав эту ракету, он приспособил ее для
вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ.
Изменения были более чем серьезные, так как
делалась новая система управления и
прицеливания, а также обеспечивалась
возможность ведения стрельбы при довольно
сильном волнении моря с надводного положения ПЛ,
т. е. при сильной качке. Таким образом, Сергей
Павлович создал первые баллистические ракеты на
стабильных компонентах топлива мобильного
наземного и морского базирования и явился
первопроходцем в этих новых и важных
направлениях развития ракетного вооружения.
Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в
Златоуст, в СКБ-385, откомандировав туда из своего
ОКБ-1 молодого талантливого ведущего
конструктора В. П. Макеева вместе с
квалифицированными проектантами и
конструкторами, заложив тем самым основу для
создания уникального центра по разработке
баллистических ракет морского базирования.
По теме Н-3 были проведены серьезные проектные исследования, в ходе которых была доказана принципиальная возможность разработки ракет с большой дальностью полета вплоть до межконтинентальной в рамках двухступенчатой схемы. На основании результатов данных исследований согласно постановлению правительства в НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством С. П. Королева с целью определения облика и параметров межконтинентальных ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решении.
Исследования по теме Т-1 переросли в
опытно-конструкторскую работу (главный
конструктор С. П. Королев), связанную с созданием
первой двухступенчатой межконтинентальной
ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и в настоящее
время удивляет своими оригинальными
конструктивными решениями, простотой
исполнения, высокой надежностью и
экономичностью. Ракета Р-7 совершила первый
успешный полет в августе 1957 г.
В результате исследовании по теме Т-2 была
показана возможность разработки
двухступенчатой межконтинентальной крылатой
ракеты, первая ступень которой была чисто
ракетной и выводила вторую ступень—крылатую
ракету—на высоту 23—25 км. Крылатая ступень с
помощью прямоточного воздушно-ракетного
двигателя продолжала полет на этих высотах со
скоростью 3 М и наводилась на цель с помощью
астронавигационной системы управления,
работоспособной и в дневное время.
Учитывая важность создания такого
оружия, правительство приняло решение начать
опытно-конструкторские работы и силами
Министерства авиационной промышленности (МАП)
(главные конструкторы С. А. Лавочкин и В. М.
Мясищев). Проектные материалы по теме Т-2 были
переданы в МАП, туда же были переведены некоторые
специалисты и подразделение, занимавшееся
проектированием астронавигационной системы
управления.
Первая межконтинентальная ракета Р-7, несмотря на
множество новых проектных и конструкторских
проблем, была создана в рекордно короткие сроки и
сдана на вооружение в 1960 г.
В дальнейшем С. П. Королев разрабатывает более
совершенную компактную двухступенчатую
межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве
окислителя используется переохлажденный жидкий
кислород) и сдает ее (шахтный вариант Р-9А) на
вооружение в 1962 г. Позже параллельно с работами
над важными космическими системами Сергей
Павлович начал первым в стране разрабатывать
твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2,
которая была сдана на вооружение уже после его
смерти. На этом ОКБ-1 С. П. Королева перестало
заниматься боевой ракетной тематикой и
сосредоточило свои силы на создании
приоритетных космических систем и уникальных
ракет-носителей.
Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П.
Королев, как сейчас видно, стремился к
большему—к покорению космического пространства
и космическим полетам человека. С этой целью
Сергей Павлович еще в 1949 г. совместно с учеными АН
СССР начал исследования с использованием
модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных
вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем
с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 н,а высоты 200
и 500 км соответственно. Целью этих полетов были
изучение параметров ближнего космического
пространства, солнечных и галактических
излучений, магнитного поля Земли, поведения
высокоразвитых животных в космических условиях
(невесомости, перегрузок, больших вибраций и
акустических нагрузок), а также отработка
средств жизнеобеспечения и возвращение животных
на Землю из космоса — было произведено около
семи десятков таких пусков. Этим Сергей Павлович
заблаговременно заложил серьезные основы для
штурма космоса человеком.
В 1955 г. еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 С. П. Королев, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев. И уже 4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.
12 апреля 1961 г. С. П. Королев снова
поражает мировую общественность. Создав первый
пилотируемый космический корабль «Восток», он
реализует первый в мире полет человека —
гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по
околоземной орбите.
Сергей Павлович в решении проблемы освоения
человеком космического пространства не спешит.
Первый космический корабль сделал только один
виток: никто не знал, как человек будет себя
чувствовать при столь продолжительной
невесомости, какие психологические нагрузки
будут действовать на него во время необычного и
неизученного космического путешествия. Вслед за
первым полетом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 г.
Германом Степановичем Титовым на корабле
«Восток-2» был совершен второй космический полет,
который длился одни сутки. Опять — скрупулезный
анализ влияния условий полета на
функционирование организма. Затем совместный
полет космических кораблей «Восток-3» и
«Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Н.
Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 г.;
между космонавтами была установлена прямая
радиосвязь. На следующий год—совместный полет
космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на
космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14
по 16 июня 1963 г.—изучается возможность полета в
космосе женщины. За ними—с 12 по 13 октября 1964 г.—в
космосе экипаж из трех человек различных
специальностей: командира корабля, бортинженера
и врача на более сложном космическом корабле
«Восход». 18 марта 1965 г. во' время полета на корабле
«Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А.
А. Леонов совершает первый в мире выход в
открытый космос в скафандре через шлюзовую
камеру.
Отслеживая череду совершенных космических
полетов, нельзя не заметить четкую методическую
последовательность освоения космического
пространства человеком и подготовки к созданию
научной пилотируемой долговременной
орбитальной станции (ДОС), о необходимости
которой С. П. Королев говорил еще в начале штурма
космоса;
Продолжая развивать программу
пилотируемых околоземных полетов, Сергей
Павлович начинает реализовывать свои идеи о
разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом
явился принципиально новый, более совершенный,
чем предыдущие, космический корабль «Союз». В
состав этого корабля входил бытовой отсек, где
космонавты могли долгое время находиться без
скафандров и проводить научные исследования. В
ходе полета предусматривались также
автоматическая стыковка на орбите двух кораблей
«Союз» и переход космонавтов из одного корабля в
другой через открытый космос в скафандрах. К
сожалению, Сергей Павлович не дожил до
воплощения своих идей в космических кораблях
«Союз».
Для реализации пилотируемых полетов и запусков
автоматических космических станций С. П. Королев
разрабатывает на базе боевой ракеты семейство
совершенных трехступенчатых и
четырехступенчатых носителей. Таким образом,
вклад С. П. Королева в развитие отечественной и
мировой пилотируемой космонавтики является
решающим.
Отвечая на космические успехи Советского Союза в
области пилотируемых полетов и желая
восстановить свой технический авторитет, США
принимает фантастическую по целям и размаху
работ программу "Аполлон", заключающуюся в
создании лунного космического комплекса,
обеспечивающего высадку двух космонавтов на
Луну. В ответ на этот вызов, желая сохранить
приоритет в основных космических достижениях, С.
П. Королев по решению правительства начинает
разрабатывать проект отечественного
экспедиционного лунного комплекса —ЛЗ. Однако
это решение принимается значительно позже, чем в
США, на фоне реализации обширной программы
околоземных пилотируемых полетов и исследования
планет Солнечной системы. Чрезвычайно сжатые
сроки, большая загрузка работами по другим
приоритетным космическим программам, а также
недостаточность финансового и
производственного обеспечения «лунной»
программы не позволили преемнику Сергея
Павловича главному конструктору В. П. Мишину в
заданные сроки создать лунный космический
комплекс, проект которого был разработан при
жизни С. П. Королева, и указанная программа была
закрыта правительством.
Параллельно с бурным развитием
пилотируемой космонавтики ведутся работы над
спутниками научного, народнохозяйственного и
оборонного назначения. В 1958 г. разрабатываются и
выводятся в космос геофизический спутник, а
затем и парные спутники «Электрон» для
исследования радиационных поясов Земли. В 1959 г.
создаются и запускаются три автоматических
космических аппарата к Луне. Первый и второй—для
доставки на Луну вымпела Советского Союза,
третий с целью фотографирования обратной
(невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П.
Королев начинает разработку более совершенного
лунного аппарата для его мягкой посадки на
поверхность Луны, фотографирования и передачи на
Землю лунной панорамы (объект Е-6).
Сергей Павлович, верный своему принципу
привлекать к реализации своих идей другие
организации, поручает доработку этого аппарата
своему соратнику, выходцу из НИИ-88, возглавившему
в 1965 г. ОКБ им. С. А. Лавочкина, главному
конструктору Г. Н. Бабакину. В 1966 г. станция
«Луна-9» передала впервые в мире панораму
поверхности Луны. Королев не стал свидетелем
этого триумфа. Но дело его попало в надежные руки:
ОКБ им. С. А. Лавочкина превратилось в крупнейший
центр по разработке космических автоматических
аппаратов для изучения Луны, Венеры, Марса,
кометы Галлея, спутника Марса Фобоса и
проведения астрофизических исследований.
Еще в процессе создания космического корабля
«Восток» С. П. Королев начал разработку на его
конструктивной основе первого отечественного
спутника- фоторазведчика «Зенит» для
Министерства обороны. Сергей Павлович создал два
типа подобных спутников для детальной и обзорной
разведки, которые начали эксплуатироваться в
1962— 1963 гг., и передал это важное направление
космической деятельности одному из своих
учеников, главному конструктору Д. И. Козлову в
Самарский филиал ОКБ-1 (теперь Центральное
специализированное КБ—ЦСКБ), где оно нашло
достойное продолжение. В настоящее время ЦСКБ —
крупный космический центр по разработке
спутников для зондирования земной поверхности в
интересах обороны, народного хозяйства и науки, а
также по совершенствованию носителей на основе
ракеты Р-7.
С. П. Королев дал начало развитию и
другого важного направления использования
спутников. Он разработал первый отечественный
спутник связи и телевещания «Молния-1»,
функционирующий на высокоэллиптической орбите.
Данное направление С. П. Королев передал в
Красноярский филиал ОКБ-1 своему ученику—
главному конструктору М. Ф. Решетневу, заложив
тем самым основу для рождения крупнейшего центра
страны по разработке различных космических
систем связи, телевещания, навигации и геодезии.
Из сказанного видна особо значимая роль С. П.
Королева как генератора многих неординарных
идей и прародителя выдающихся конструкторских
коллективов, работающих в области
ракетно-космической техники. Можно только
удивляться многогранности таланта Сергея
Павловича, его неиссякаемой творческой энергии.
Он является первопроходцем многих основных
направлений развития отечественных ракетного
вооружения и ракетно-космической техники. Трудно
себе даже представить, какого уровня достигла бы
она, если бы преждевременная смерть Сергея
Павловича не прервала творческий полет его
мыслей.
Энциклопедическая справка
Королёв Сергей Павлович (1907-1966) -
советский ученый и конструктор в области
ракетостроения и космонавтики, главный
конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ,
пилотируемых космических кораблей,
основоположник практической космонавтики,
академик АН СССР (1958, член-корреспондент 1953), член
президиума АН СССР (1960-1966), дважды Герой
Социалистического Труда, (1956, 1961)... В 1924 окончил
Одесскую профессиональную строительную школу. С
1927 работал в авиационной промышленности. В 1929
окончил МВТУ и одновременно Московскую школу
летчиков-планеристов и пилотов-парителей. С 1930 - в
Центральном КБ завода им. В.Р. Менжинского, с
августа 1931 - в ЦАГИ; создал ряд конструкций
планеров ("Коктебель", "Красная звезда"
и др.). После знакомства с работами К.Э.
Циолковского Королев увлекся идеями создания ЛА
ракетного типа. В июле 1932 назначен начальником
Группы изучения реактивного движения, где под
его руководством запущены первые советские
ракеты на гибридном топливе "ГИРД-09" (август
1933) и на жидком топливе "ГИРД-Х" (ноябрь 1933).
Главный инженер, заместитель начальника
Реактивного научно-исследовательского
института(1933), начальник отдела крылатых ракет
(1934), начальник группы ракетных аппаратов (1937). В
период работы в РНИИ Королев разрабатывал ряд
проектов ЛА, в том числе проекты управляемой
крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланера
РП-318-1 (1940). В 1942-46 Королев работал в ГДЛ-ОКБ
заместителем главного конструктора двигателей,
занимаясь проблемой оснащения серийных боевых
самолетов жидкостными ракетными ускорителями. С
сентября 1945 по январь 1947 командирован в Германию;
в августе 1946 назначен главным конструктором
баллистических ракет. Королев - пионер освоения
космоса. С его именем связана эпоха первых
замечательных достижений в этой области. Талант
выдающегося ученого и организатора позволил ему
на протяжении многих лет направлять работу
многих НИИ и КБ на решение больших комплексных
задач. Научные и технические идеи Королева нашли
широкое применение в ракетной и космической
технике. Под его руководством созданы первый
космический комплекс, многие баллистические и
геофизические ракеты, запущены первые в мире
межконтинентальная баллистическая ракета,
ракета-носитель "Восток" и ее модификации,
искусственный спутник Земли, осуществлены
полеты КК "Восток" и "Восход", на
которых впервые в истории совершены космический
полет человека и выход человека в космическое
пространство; созданы первые КА серий
"Луна", "Венера", "Марс",
"Зонд", ИСЗ серий "Электрон",
"Молния-1" и некоторые ИСЗ серии
"Космос"; разработан проект КК "Союз",.
Не ограничивая свою деятельность созданием РН и
КА, Королев, как главный конструктор осуществлял
общее техническое руководство работами по
первым космическим программам и стал
инициатором развития ряда прикладных научных
направлений, обеспечивающих дальнейший прогресс
в создании РН и КА. Королев воспитал
многочисленные кадры ученых и инженеров, Золотая
медаль им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958),
Ленинская премия (1957). Награжден 2 орденами
Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями. В
1966 АН СССР учредила золотую медаль им. С.П.
Королева "За выдающиеся заслуги в области
ракетно-космической техники". Учреждены
стипендии им. С.П. Королева для студентов высших
учебных заведений . В Житомире, Москве (в начале
Аллеи космонавтов) и др. городах сооружены
памятники ученому, созданы мемориальные
дома-музеи в Житомире, Москве и на Байконуре, его
имя носят Куйбышевский авиационный институт,
улицы многих городов, два
научно-исследовательских судна, высокогорный
пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид,
талассоид на Луне. Урна с прахом в Кремлевской
стене.
Издательство "Советская
энциклопедия" 1985
Источник информации http://www.baikonurwww.narod.ru
Дополнительную информацию найдёте http://www.space.hobby.ru